Свято-Троицкий кафедральный собор города Пскова

С давних времен Псков называют Домом Святой Троицы. Некогда у стен собора шумело Псковское вече, «на сенях» заседал совет вечевой республики, в соборе хранились важнейшие документы Пскова. От стен Троицкого собора уходили биться с врагом псковские ратники, в подцерковье хоронили псковских князей, архиереев. В соборе висели мечи Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея, причисленных к лику святых. На мече первого Псковского князя Всеволода-Гавриила был выгравирован девиз: «Чести моей никому не отдам». Второй меч принадлежал Довмонту-Тимофею, подобно былинному богатырю княжившему в Пскове 33 года. В минуты опасности для Пскова, Псковской земли он обращался на вече: «Братья мужи-псковичи, потягнете за Святую Троицу и за святые церкви, за свое Отечество». В Троицком соборе совершался важный государственный акт: «посажение на стол» (утверждение) псковского князя, целование им креста на верность Пскову.

Существующий Троицкий собор — четвертый по счету. По преданию, первый собор Пскова был построен из дерева по повелению княгини Ольги. После Крещения Ольга побывала в этих местах в 957 году, а вернувшись в Киев, прислала «много злата и сребра» на строительство храма. Согласно тому же преданию, Святая Ольга увидела над тем местом, где повелела быть собору, три пресветлых луча. Этот деревянный храм был свидетелем распространения христианской веры в тогдашнем Пскове и его окрестностях. В этот собор вошел первый Псковский князь Всеволод-Гавриил. Изгнанный в 1136 году из Новгорода, он был радушно встречен псковичами.

В 1137-1138 годах построен первый каменный Троицкий собор с приделом Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор был заложен при князе Всеволоде-Гаврииле. Всеволод княжил в Пскове недолго, но его имя всегда служило символом самостоятельности, начала государственности Пскова. Он был погребен в церкви Святого Димитрия Солунского в Довмонтовой крепости, которую, как сказано в летописи, князь «сам создал». 27 ноября 1193 года его мощи перенесены в Троицкий собор и находились в приделе. Канонизирован князь Гавриил на Соборе 1547 года. На Пасху 1834 года, 22 апреля, по повелению Императора Николая I, в память совершеннолетия Наследника Престола, будущего Императора Александра II, мощи Святого Благоверного князя Гавриила перенесены архиепископом Нафанаилом из придела в главную соборную церковь и помещены в серебряную раку. До 1917 года на столпе близ раки висел меч князя, в настоящее время он находится в музее. По указу Святейшего Синода от 21 июня 1898 года мощи Святого князя Всеволода-Гавриила ежегодно с 15 октября по 23 апреля переносились в Благовещенский собор.

«Путь пространен ко Святой Троице»

В 1242 году, выступая на решительный бой с немцами, в этом соборе вместе с псковичами молился о победе над псами-рыцарями князь Александр Ярославич Невский, после чего 5 апреля на Чудском озере он сразился с немецкими рыцарями, «овы изби, овы извязав, поведе босы по леду». Здесь молился брат Александра Невского, Псковский князь Ярослав Ярославич. Литовский князь Довмонт принял в соборе Святое крещение с именем Тимофей, здесь он не раз молился перед битвами о даровании победы псковскому воинству, сюда приходил, чтобы совершить благодарственный молебен после очередной победы.

Подклет Троицкого собора изначально служил усыпальницей псковских князей — в 1349 году здесь погребен князь Юрий Витовтович, который 13 апреля с духовенством Троицкого собора поехал в Изборск освящать престол Святого Спаса в Никольском соборе и 15 апреля погиб в схватке с напавшими на Изборск немцами. Псковичи очень горевали об этом отважном князе. В 1360 году в соборе похоронен князь Евстафий. Он был наместником в Изборске, в 1323 году пришел с изборянами на помощь Пскову, осажденному немцами. Воины Евстафия разбили иноземцев, стоявших на Завеличье, вынудили их уйти от Пскова. Он и два его сына, Карп и Алексей, скончались во время мора (эпидемии) в Пскове.

Второй каменный собор построен в 1367 году и торжественно освящен 30 января 1368 года. Строителем храма считается псковский зодчий Кирилл. В этот собор в 1472 году вступила невеста Великого князя Московского Ивана III Софья Палеолог. Софья приняла благословение духовенства, «посадников и всего Пскова челобитье». Народ, с любопытством смотревший на папского легата, сопровождавшего царевну, был возмущен, когда он, вступив в храм, не поклонился святым иконам. Тогда царевна, заметив общее негодование, велела ему приложиться к образу Богородицы. В честь Софьи был отслужен торжественный молебен. Она покорила сердца псковичей, видевших, с каким усердием царевна молилась Богу, соблюдая все обряды греческой церкви. Покидая город, Софья сказала: «Спешу к моему и вашему Государю, благодарю весь великий Псков за угощение и рада при всяком случае ходатайствовать в Москве по делам вашим». Псковские посадники с почетом провожали её до рубежа Псковской земли.

В 1510 году, 13 января, на вече у стен Троицкого собора псковичи сказали государеву дьяку: «Наши предки крест целовали великим князьям в том, что нам, псковичам, от Государя своего и Великого князя ни в Литву, ни к немцам не подаваться. …Ныне Бог и Государь вольны в своей отчине и дедине во граде Пскове, в нас и колоколе нашем, а мы от целования не отступим, руку на Государя не поднимем, в городе закрываться не будем».

Ольгин Крест

Конечно, плакали псковичи по старине, плакали и когда снимали вечевой колокол. 24 января в Псков приехал Государь и Великий князь Василий Иванович, в Троицком соборе был молебен. Когда псковичи услышали слова, что «Псков взят без брани», они обиделись — Псков отчина великого князя, его отца и деда, по-другому поступить они не могли. Псков вошел в состав единого Московского государства. Корсунский колокол собора, созывавший псковичей на вече, был увезен в Москву. Через несколько лет Великий князь Московский прислал новый колокол, «в Корсунского место». В 1570 году в Троицком соборе молился царь Иоанн Грозный. Он приложился к мощам Святого князя Всеволода, поклонился его мечу. В 1581 году, когда вокруг города стояли полчища Стефана Батория, псковичи «весь пол омыли слезами», умоляя о спасении Пресвятую Троицу. Они уже ниоткуда не ждали помощи, только от Бога. И враги были повержены, ушли посрамленными. Во время большого пожара 1609 года в соборе почти все погорело, но огонь совершенно не тронул раки с мощами Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея. В 1623 году в соборе поставлен отреставрированный после пожара 1609 года дубовый «Ольгин крест».

В 1409 году в Троицком соборе похоронен Псковский князь Даниил Александрович Ростовский — наместник Московского князя Василия Дмитриевича, внук Дмитрия Донского. Псковичам он был очень люб: приветлив, украшал церкви, кормил нищих, был милостив к вдовам и сиротам. В 1487 году тут погребли скончавшегося во время мора князя Ярослава Васильевича Стригу-Оболенского. Именно он был у основания Псково-Печерского монастыря, помогал Крыпецкому монастырю, к которому в благодарность за исцеление своей супруги замостил лесную заболоченную дорогу. Н.Ф. Окулич-Казарин в книге «Спутник по древнему Пскову» приводит ещё имена князей Мстислава и Андрея. Всего в соборе девять княжеских погребений. С княжескими почестями в Троицком соборе в 1576 году был погребен скончавшийся 28 февраля спаситель Пскова юродивый Николай Саллос, псковский чудотворец. Царь Иоанн Грозный, разгромив Новгород, шел на Псков, готовя ему такую же участь. Ночь с 17 на 18 февраля 1570 года царь провел в Любятовском монастыре. Псков не спал, все жители молились, просили помощи у Бога. По приказанию воеводы князя Юрия Токмакова утром 18 февраля псковичи стали у своих домов с хлебом-солью. Они приветствовали проезжавшего мимо них царя словами: «Государь князь великий! Мы верные твои подданные с усердием и любовию предлагаем тебе хлеб-соль; а с нами и с животами (т.е. жизнями) нашими сотвори волю свою: ибо всё, что имеем, и мы сами твои, самодержец великий!» Со всех церквей слышался благовест. Игумен Печерского монастыря Корнилий с духовенством встречали царя на Торговой площади. Когда гневный царь вышел из кареты, юродивый Никола предложил царю Иоанну кусок сырого мяса. Царь отказался, сказав, что он христианин и в пост мяса не ест. «Ты делаешь хуже: питаешься человеческой плотью и кровью, забывая не только пост, но и Бога!» — сказал Никола. Царский гнев угас, он вошел в Троицкий собор, послушал молебен. Затем выехал из города, жил несколько дней в предместье. Тем не менее, велено было увеличить налоги с псковичей, к тому же они обязывались мостить переправы, мосты, собирать порох. Всё же, по сравнению с бедствиями новгородцев, страдания псковичей не были столь тяжкими. Вот почему, узнав о смерти юродивого Николы, которого все почитали спасителем, псковичи воздали ему честь, похоронив в Троицком соборе.

С 1589 года, с момента учреждения Псковской епархии, Троицкий собор стал кафедральным. В марте 1613 года в этом соборе была вознесена молитва Богу о восшествии на престол Русского государства Михаила Феодоровича Романова.

Новый Троицкий собор был заложен в 1682 году на том же месте, где стояли предыдущие храмы, по грамоте царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича и Великой княгини Софьи Алексеевны, присланной митрополиту Псковскому и Изборскому Маркелу. Он строился из тесаной плиты, привезенной из Изборска. Строительство продолжалось при митрополите Илларионе, завершено при митрополите Иосифе в 1699 году. Это ныне существующий собор Святой Живоначальной Троицы.

Искусствовед Е. Н. Морозкина считала, что собор строили под руководством московского мастера. Храм двухэтажный. В соборе были первоначально приделы Святого Благоверного Князя Александра Невского и Святого Благоверного Князя Гавриила Псковского, который освящен 8 апреля 1703 года. При архиепископе Симоне Тодорском в подклете собора устроен придел в честь Святой Равноапостольной Великой Княгини Российской Ольги. Этот придел уничтожен пожаром в 1770 году. На северной и южной стенах расположены окна. Венчают храм пять глав. В 1770 году для укрепления стен здания после пожара построены контрфорсы.

Иконостас в главном храме семиярусный, резной, позолоченный, выполнен в конце XVII — начале XVIII веков. Верхние ярусы выполнены в конце XVIII — начале XIX веков. В 1759 году печерский монах Иасон «поправил» и вновь позолотил его.

Икона Святой Троицы

В 1701 году Псков стал главной квартирой русской армии под командованием Бориса Петровича Шереметева, действовавшей против шведов. В 1702 году, после победы над шведами у Нарвы, фельдмаршала Шереметева чествовали в Троицком соборе. В Троицком соборе неоднократно (в 1704, 1705 годах) бывал Император Петр I. После получения указа Екатерины II от 24 августа 1776 года об образовании Псковской губернии с центром в городе Пскове в Троицком соборе 1 ноября была отслужена литургия, затем Псковский губернатор Христофор Романович фон-Нолкен в провинциальной канцелярии в присутствии провинциального прокурора, канцелярских служителей и псковских дворян произвел первые назначения в новые органы власти и управления губернии. Псков стал центром губернии. Отныне все псковские губернаторы, вступая в должность, будут молиться в соборе о процветании губернии и Пскова, об успешной деятельности на посту губернатора. Торжественно встречал Псков 13 мая 1780 года Императрицу Екатерину II. Вместе с духовенством, светскими властями и горожанами она молилась в Троицком соборе. Даром Императрицы собору стала бриллиантовая панагия с изображением Пресвятой Троицы. С этого времени все русские цари и великие князья начинали свой визит в Псков и на Псковскую землю с посещения Троицкого собора. 22 сентября 1781 года «с трезвоном по всему граду и с пушечной пальбой» Псков встречал Великого князя Павла Петровича с супругой Великой княгиней Марией Федоровной. На ступенях собора их встречали Печерский архимандрит Иоасаф и Снетогорский архимандрит Варлаам.

В XVII-XVIII веках подклет Троицкого собора стал усыпальницей псковских архиереев. Известно, что здесь в 1698 году погребен митрополит Псковский и Изборский Илларион, здесь же захоронения членов Святейшего Синода: архиепископа Симона Тодорского (1754 г.), епископа Гедеона Криновского (Кринова, 1763 г.), архиепископа Мефодия Смирнова (1815 г.), архиепископа Нафанаила Павловского (1849 г.), архиепископа Евгения Бажанова (1862 г.), архиепископа Феогноста Лебедева (1868 г.) и епископа Антонина Державина (1902 г.). Есть сведения о захоронении здесь первого Псковского владыки Мисаила (1592 г.), епископа Геннадия (1608 г.), Сильвестра (1615 г.) и Иоакима (1623 г.). Надписи на большинстве гробниц утрачены, теперь уже трудно с определенностью сказать, кто именно здесь похоронен. Особым почтением у псковичей всегда пользовалась могила Симона Тодорского. Над ней постоянно совершались панихиды, многие псковичи и сейчас искренне убеждены в его святости.

После завершения в 1836 году строительства теплого Благовещенского собора богослужения в Троицком соборе совершались только летом.

22 августа 1852 года открыт позолоченный центральный купол собора. Позолота производилась на средства, собранные среди псковичей по подписке, значительную сумму внес городской голова. В 1856 году вновь позолочен иконостас, обновлены иконы придельной церкви Святого Александра Невского. В 1870 году на средства, завещанные архиепископом Псковским и Порховским Евгением, храм внутри заново отделан. При входе в собор вместо деревянной в 1891 году построена каменная сторожка, здесь в ночное время находились сторожа собора. В 1894-1895 годах собор был снаружи оштукатурен. 22 апреля 1901 года состоялось полное освящение Троицкого собора, отремонтированного на средства Синода и собственные.  В соборе было четыре престола. Главный престол во имя Святой Живоначальной Троицы, южный престол — во имя Святого Благоверного Князя Гавриила Псковского, северный — во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского. На первом этаже, где в XYIII веке был Ольгинский придел, в 1903 году устроен придел во имя Преподобного Серафима Саровского. Собор был виден за 57 вёрст, т.е. более чем за 60 км. от города.

Одновременно с храмом, отдельно от него, построена колокольня. Её основой является стоявшая здесь крепостная башня. Основу колокольни строили псковские мастера. Она перестроена в конце XVIII — начале XIX веков. Верхняя часть колокольни была деревянной, после пожаров 1770 и 1778 годов перестроена в кирпиче. Часы на башне впервые были установлены в XVIII веке, в настоящее время на башне часы немецкой работы, установлены в 1884 году.

В тревожные дни Отечественной войны, 7 октября 1812 года, из Троицкого собора начался крестный ход вокруг Пскова. Спустя несколько дней в город пришло известие, что в тот самый день, 7 октября, войска графа Петра Христиановича Витгенштейна освободили от французских войск Полоцк, перешли в наступление и гонят неприятеля прочь. Опасность оккупации Пскова и Псковской губернии миновала. Стены собора в 1827, 1833 годах видели Императора Николая I, в 1840 году — его сына, великого князя Александра Николаевича, будущего Императора Александра II Освободителя. 22 января 1856 года в соборе перед Ольгинским крестом установлена и освящена золотая лампада — дар Великого князя Константина Николаевича, сына Императора Николая I, и его супруги Александры Иосифовны в честь рождения дочери, Великой княжны Ольги Константиновны. Перед Божественной литургией архиепископ Платон освятил лампаду, установил её на кресте и возжег в ней огонь. Пройдут годы, и Великая княжна выйдет замуж за греческого короля, станет Королевой Эллинов. 10 ноября 1859 года собор увидел в своих стенах Императора Александра II. Почти через полтора года, 9 марта 1861 года, в соборе торжественно прочли Манифест Императора Александра II об отмене крепостного права. В день столетней годовщины со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина в Троицком соборе отслужена панихида по великому русскому поэту. С посещения Троицкого собора 9 августа 1903 года начался визит в Псков последнего русского самодержца Императора-мученика Николая II. После молебна Император поклонился Святому князю Всеволоду-Гавриилу, осмотрел святыни собора. В 1910 году архиепископ Арсений на ступенях собора приветствовал Великую княгиню Елизавету Федоровну, сестру Императрицы, вдову Великого князя Сергея Александровича, погибшего от рук террористов. В память о посещении владыка преподнес Великой княгине икону Святой Троицы. Вновь Елизавета Федоровна посетила собор в 1911 году, ее встречал епископ Псковский и Порховский Алексий, который передал ей от имени всех псковичей икону святой равноапостольной Великой Княгини Ольги. Отстояв литургию, Великая княгиня приложилась к мощам псковских святых: Всеволода-Гавриила, Довмонта-Тимофея, Николая Христа ради юродивого, к кресту святой Ольги, посетила усыпальницу псковских архипастырей, молилась у могилы Симона Тодорского. Покидая пределы Псковской епархии. Великая княгиня Елизавета Федоровна письменно поблагодарила епископа Алексия: «Уношу самое светлое воспоминание из вашей епархии. С умилением переживаю молитвенные часы и Ваше пение среди Ваших учеников, духовных чад старца Гавриила. Да пошлет Вам Господь укрепление здоровья. Елизавета». 12 июля 1914 года собор посетила Королева Эллинов Ольга Константиновна, в честь рождения которой в 1856 году к кресту святой Ольги родители подарили золотую лампаду. Вместе с ней собор посетили её братья Великие князья Константин Константинович и Игорь Константинович. Епископ Евсевий встретил королеву, было возглашено многолетие Царствующему Дому и августейшим гостям. Архипастырь благословил Ольгу Константиновну иконой Святой Благоверной Княгини Ольги, Великого князя Константина Константиновича — иконой Святого Благоверного Князя Довмонта-Тимофея и Великого князя Игоря Константиновича — иконой Святого Всеволода-Гавриила. Гости осмотрели ризницу собора, приложились к мощам псковских угодников и посетили усыпальницу псковских архипастырей. Архипастырь преподнес гостям жизнеописание архиепископа Симона Тодорского и краткое описание Троицкого собора.

Церковно-приходского попечительства, приходской школы при Троицком соборе не было, поскольку не было прихода. Имелась богадельня на 9 человек при приписной церкви Святых Жен Мироносиц.

К собору приписаны были пять часовен, все каменные, четыре из них были построены на протяжении Довмонтовой стены, пятая часовня стояла на городской площади. Эта часовня была посвящена Святому Праведному Николаю, Христа ради юродивому. Первоначально часовня построена в 1676 году на месте убиения девяти псковских граждан в 1650 году во время «хлебного бунта».

Иконостас Свято-Троицкого кафедрального собора

Наступил 1917 год, в стране появилось вначале Временное правительство, затем власть надолго перешла в руки большевиков. 27 февраля 1919 года представителями Советской власти проведено вскрытие мощей Святого князя Всеволода-Гавриила. Но, как отмечали, сами большевики, несмотря на это, «поклонение им продолжается с неослабным рвением… пока еще не наступил момент, чтобы можно было безболезненно изъять мощи из среды объектов поклонения». 4 июня 1920 года оформлен договор отдела управления Псковского уездно-городского исполкома с религиозным обществом о передаче ему Троицкого собора. Священник Троицкого собора Иоанн Куликов 25 ноября 1920 года уведомил Псковский горисполком о том, что «каждогодно, весною и осенью, при переходе на служение из зимнего в летний и из летнего в зимний собор совершается крестный ход из собора в собор с мощами Святого Благоверного князя Всеволода-Гавриила, ныне осенний крестный ход будет совершен после литургии в воскресенье 28 ноября».

В тот же день городские власти направили секретное предписание милиции «немедленно изъять от священника Куликова разрешение, выданное отделом управления на крестный ход при перенесении мощей завтра, 28 ноября, и объявить им, что по распоряжению ЧК крестный ход с перенесением мощей не разрешен». В марте 1922 года началась кампания по изъятию церковных ценностей. Духовенство, верующие были против изъятия ценностей. Они говорили, что борьба с голодом — только повод для ограбления церквей, на самом деле ценности будут присвоены новой властью или проданы за границу. Комиссия по изъятию ценностей дважды не могла попасть в Троицкий собор, их появление встречало возмущение и бурные протесты верующих. Только когда «комиссии удалось незаметно проникнуть в собор, изъятие всё же было произведено». 4 октября 1922 года в Троицком соборе проходил епархиальный съезд псковского духовенства. На съезд прибыли 80 человек. «Обновленцы» рассчитывали утвердить новую редакцию устава, которая позволила бы им захватить власть в епархии, устранить верных Патриарху Тихону священников, однако их надежды рухнули, Псковская епархия осталась верна Патриарху. 1 июня 1923 года скончался епископ Геннадий (Александр Владимирович Туберозов), защитник Православия, противник «обновленцев». Прощание с ним состоялось 3 июня в Троицком соборе, в подклете которого он похоронен. К этому времени собор был уже захвачен «обновленцами», поддерживавшими новую власть. Согласно документам, управлял собором церковно-приходской совет, а сам собор назывался «Городским». Известно, что «обновленцам» не удалось увлечь за собой верующих. Об этом свидетельствует и письмо совета собора от 15 сентября 1924 года в губернский страховой отдел: «Ввиду несостоятельности совета из-за весьма скудных материальных средств, на которые едва-едва производятся расчеты с причтом, сторожами и острыми нуждами собора» он «категорически отказывается от уплаты за страховку», просил «снять с собора страховку на всё будущее время». В свою очередь, губернский страховой отдел 22 сентября 1924 года сообщал губернскому исполкому, что, «несмотря на все принятые меры, причитающиеся платежи по страховому сбору …внесены в срок не были». Псковский губернский исполком 13 ноября 1924 года принял постановление о расторжении договора «с группой верующих, пользующихся Троицким собором», причина — «неисполнение группой верующих заключенного договора». Собор передан другому обновленческому составу церковно-приходского совета собора.

На заседании Псковского окружного исполкома от 15 декабря 1935 года заслушано ходатайство церковной двадцатки о закрытии Троицкого собора. Ходатайство решено было удовлетворить, «здание собора передать в ведение музея для организации филиала музея (антирелигиозного)». В 1938 году в соборе был открыт антирелигиозный музей. В соборе установили маятник Фуко, кощунственно выставили мощи святых.

В годы Великой Отечественной войны немцы разрешили Псковской Православной миссии открытие собора. Троицкий собор стал первым храмом, открытым старанием митрополита Виленского и Литовского, экзарха Латвии и Эстонии Сергия на Псковской земле. Службы шли каждый день утром и вечером, и храм всегда был полон народа. Провозгласив на оккупированной земле «религиозную свободу», фашисты надеялись, что открываемые храмы станут центрами антисоветской пропаганды. Но храмы стали центрами возрождения православия и русского национального самосознания.

1 января 1942 года в качестве пропаганды оккупанты организовали передачу собору Тихвинской иконы Божией Матери, спасенной из горящего храма в Тихвине. Однако протоиерей Георгий Бенигсен в присутствии немецкого командования в своей проповеди говорил о подвиге Александра Невского, освободившего Псков и Новгород от захватчиков. В пасхальную ночь 1943 года собор был переполнен молящимися, среди которых было много молодёжи. Службу возглавил экзарх митрополит Сергий, который своей проповедью вызвал у собравшихся слёзы умиления и радости. Эта служба транслировалась по радио. 21 ноября 1943 года состоялся грандиозный крестный ход с мощами святого Всеволода-Гавриила, участники крестного хода несли чудотворную икону Божией Матери, хоругви, кресты. В 1944 году мощи псковских святых Всеволода-Гавриила, Довмонта-Тимофея, Николая Христа ради юродивого и преподобного Иоасафа, игумена Снетогорского приносились в Рижский Троицкий собор. Оккупанты сами себя разоблачили как врагов православия, русской культуры. Прикрывая свою агрессию именем Бога, они методично разрушали город, не щадили древних построек, в том числе храмов. Спешно удирая от наступающих советских войск, они заминировали Троицкий собор. Мины-сюрпризы они установили даже у Царских врат. При разминировании собора погибли сапёры, был поврежден нижний ярус иконостаса. Взрыв мин, установленных в других частях собора, сапёрам удалось предотвратить.

После Великой Отечественной войны необходимые ремонтно-реставрационные работы в соборе проведены на церковные средства под руководством Юрия Павловича Спегальского. В официальных отчетах особо подчеркивалось, что «В плане работ на 1946 год Троицкий собор не числился». Впервые после 1917 года в Троицком соборе встречали 23 июля 1946 года высокого гостя — Патриарха Московского и всея Руси Алексия I. Многочисленные толпы народа с цветами пришли приветствовать Патриарха, от верующих по русскому обычаю ему были поднесены хлеб-соль. Патриарх освятил вновь открытый в годы войны собор.

Директор краеведческого музея в докладной записке в областной комитет КПСС от 18 апреля 1962 года предлагал вновь превратить храм в музей под названием «Дом научно-технической пропаганды». Предлагалось вернуть в собор маятник Фуко, «оставив иконостас, оставить на месте мощи, оборудовать планетарий, создать выставочный зал». Однако закрыть собор советские власти не решились, он оставался действующим. Потом наступили другие времена. В 80-е годы XX века вновь освящен придел Святого Серафима Саровского, всё убранство придела выполнено по проекту архитектора С. П. Михайлова. Утраченная к этому времени часть изразцов снаружи восполнена петербургскими керамистами Е. Перлом и В. Цивиным.

В 1992 году в стране на государственном уровне широко отмечалось 750-летие Ледового побоища — победы князя Александра Невского на Чудском озере над псами-рыцарями. Центром празднования стал Псков. Для участия в торжествах в Псков 27 мая 1992 года приехал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. По традиции визит на Псковскую землю Патриарх начал с посещения Троицкого собора. От привезённой им неугасимой лампады с благодатным огнем, полученным в Иерусалиме на Гробе Господнем в Великую субботу, были возжжены храмовые светильники. Первым из областных городов благодатный огонь получил Псков. 30 мая 1992 года Святейший Патриарх совершил всенощное бдение в Троицком соборе, а на следующий день — Божественную литургию, которая завершила церковное празднование 750-летия Ледового побоища.

В Дни славянской письменности и культуры, которые в 1999 году отмечались в Пскове, 24 мая на стене собора открыта памятная доска, посвященная Святым равноапостольным Кириллу и Мефодию, составителям славянской азбуки. Доска выполнена и подарена Пскову скульптором В. М. Клыковым. 14 марта 2000 года Псков в Троицком соборе прощался с воинами легендарной 6-й роты, погибшими в Чечне. Отпевание воинов, отдавших свои жизни за нашу Родину, за Русь единую и неделимую, возглавил архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий. 2 августа 2000 года в Свято-Троицком соборе архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий приветствовал Президента России В. В. Путина. Не нарушая многовековой традиции. Президент начал свое посещение Пскова с поклонения святыням Троицкого собора. В 2003 году в Троицком соборе состоялось прославление первых священномучеников Псковской земли XX столетия: пресвитера Александра Любимова и диакона Владимира Двинского.

В настоящее время кроме главного храма в соборе пять приделов: Казанской иконы Божией Матери, святой равноапостольной княгини Ольги, благоверного Князя Александра Невского, благоверного князя Всеволода-Гаврила и преподобного Серафима Саровского.

Святыни Свято-Троицкого собора.

 

Утренние и вечерние богослужения в кафедральном соборе совершаются ежедневно: вечерние богослужения в 18-00, Божественная Литургия по будним дням и в субботу в 9-00, в воскресенье в 7-30 и в 9-30.

Телефон: +7 (8112) 72-40-59

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.