6 ноября 2019 года митрополит Псковский и Порховский Тихон принял участие в пленарном заседании II съезда Общества русской словесности

Заседание проходило в здании Интеллектуального центра — Фундаментальной библиотеки Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Председатель Общества русской словесности Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и заместитель председателя Общества русской словесности, ректор МГУ академик В.А. Садовничий возглавили пленарное заседание II съезда Общества русской словесности.

Делегатами и гостями съезда стали преподаватели ведущих гуманитарных и педагогических вузов, учителя русского языка и литературы из разных регионов России, писатели и деятели культуры, представители родительских и общественных организаций, студенты филологических и педагогических вузов.

В работе съезда приняли участие представители Русской Православной Церкви: председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон, главный редактор Издательства Московской Патриархии епископ Балашихинский Николай, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, временно исполняющий обязанности руководителя Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси В.Р. Легойда, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ А.В. Щипков и другие.

На повестке пленарного заседания были вопросы, связанные с местом русской словесности в системе гуманитарных знаний, ролью учителя русского языка и литературы в современном гуманитарном пространстве, современными подходами и технологиями преподавания словесности, психолого-педагогическими проблемами дошкольного, школьного и вузовского образования, ролью музеев и библиотек в формировании современной социокультурной среды, а также общим состоянием филологической культуры в стране и культурно-просветительской деятельностью.

В начале заседания В.А. Садовничий приветствовал Святейшего Патриарха Кирилла, делегатов и гостей съезда. Ректор МГУ, в частности, отметил: «Первый съезд Общества прошел в мае 2016 года. За три года насыщенной и плодотворной работы под председательством Его Святейшества Общество зарекомендовало себя как авторитетная общественная организация, деятельность которой направлена на консолидацию усилий ученых, педагогов, деятелей культуры, мировой общественности для сохранения ведущей роли русского языка и литературы, укрепления единого культурно-образовательного пространства и культурно-просветительской деятельности».

Для оглашения и утверждения протокола мандатно-счетной комиссии съезда на сцену был приглашен председатель комиссии, член президиума Общества русской словесности Л.Л. Палько. Он сообщил данные о количестве зарегистрировавшихся делегатов и поступивших заявлений на вступление в Общество русской словесности.

По словам Л.Л. Палько, всего членов Общества русской словесности — 413, на съезде зарегистрировано 337 человек, мандатная комиссия рассмотрела 288 заявлений на вступление в организацию. Общим голосованием были приняты новые члены, утверждены повестка и регламент работы съезда.

В.А. Садовничий, отметив, что все процедурные требования выполнены, объявил съезд открытым.

Далее состоялась церемония вручения премии Общества русской словесности «Лучший учитель русской словесности». Положение о премии было утверждено на заседании Общества русской словесности 21 мая с.г.

Святейший Патриарх Кирилл и В.А. Садовничий вручили награды лауреатам премии — учителям русского языка и литературы, которые внесли особый вклад в воспитание нации и сохранение культурного наследия. Каждому из лауреатов были вручены диплом, сертификат и цветы. Премии Общества русской словесности были удостоены:

  • в номинации «За многолетний труд» — Г.Н. Усачева, учитель Открытой (сменной) школы г. Архангельска;
  • в номинации «Молодому учителю» — А.Ю. Патрушева, учитель средней образовательной школы № 29 г. Йошкар-Олы;
  • в номинации «За организацию внеклассной работы» — Л.Е. Ларюшкина, учитель гимназии № 6 г. Мурома;
  • в номинации «За использование новых технологий в образовательном процессе» — Л.В. Ноговицина, учитель гимназии № 1 г. Менделеевска Республики Татарстан;
  • в номинации «За сохранение русского языка и культуры (учителю национальной школы)» — Н.В. Намесникова, учитель средней общеобразовательной школы № 8 г. Могилева Республики Беларусь;
  • в номинации «Учителю сельской школы» — Н.С. Тарская, учитель Большемурашкинской школы села Большое Мурашкино Нижегородской области.

С благодарственным словом от лица лауреатов премии выступила Л.Е. Ларюшкина.

Советник Президента РФ, председатель Совета при Президенте по русскому языку, президент Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы В.И. Толстой огласил приветствие Президента Российской Федерации В.В. Путина.

Председатель Общества русской словесности Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам и гостям съезда со словом.

С докладом выступил заместитель председателя Общества русской словесности В.А. Садовничий.

В своем выступлении министр просвещения РФ О.Ю. Васильева поддержала предложение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о введении курса по русской культуре. «Я благодарна, Ваше Святейшество, что наши достаточно робкие шаги Вы подытожили в своем выступлении, потому что я тоже глубоко убеждена, что это курс, который необходим. Причем он необходим не только школьникам, он необходим и в высших учебных заведениях», — сказала О.Ю. Васильева. По словам министра просвещения, курс должен формировать у каждого живущего в России «важнейший духовный код, связанный с русским языком, историей и литературой».

Затем выступили гости и участники съезда: министр науки и высшего образования РФ М.М. Котюков; уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка А.Ю. Кузнецова; руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С. Кравцов; президент Российского книжного союза С.В. Степашин; заместитель министра культуры РФ О.С. Ярилова; вице-президент Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы Дэн Юджин Дэвидсон; декан философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, член-корреспондент РАН В.В. Миронов; аспирант филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Петр Пашков; секретарь парткома Института иностранных языков и литературы Пекинского педагогического университета Лю Цзюань; учитель русского языка школы № 4 г. Искитим Новосибирской области В.В. Тупаева.

О работе секций съезда, которые прошли накануне, рассказала проректор — начальник Управления по работе с талантливой молодежью МГУ имени М.В. Ломоносова Т.В. Кортава.

К исключительной компетенции съезда Общества русской словесности относится избрание председателя Общества. Председателем Общества русской словесности вновь был избран Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Также состоялось утверждение нового состава Президиума Общества русской словесности. Ответственным секретарем Общества избран заместитель директора Российской книжной палаты (филиал ТАСС) К.В. Антипов. Были избраны председатель и два члена Ревизионной комиссии. Ими стали советник президента Российского книжного союза В.С. Косоуров (председатель), заместитель министра просвещения РФ В.С. Басюк и исполнительный директор Ассоциации «Православная книга» А.С. Головин.

По предложению В.А. Садовничего в устав Общества были внесены изменения.

Затем состоялось обсуждение проекта резолюции II съезда Общества.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к участникам заседания с заключительным словом, в которым отметил важность деятельности Общества русской словесности, выразил признательность всем членам этой организации, а также сердечно поблагодарил В.А. Садовничего за усердные труды на посту заместителя председателя Общества русской словесности.

К открытию съезда Общества в здании Интеллектуального центра — Фундаментальной библиотеки МГУ имени М.В. Ломоносова были организованы специальные выставки и подготовлены тематические стенды. В частности, были представлены выставка археологических экспонатов, связанных с письменностью, виртуальная реконструкция московского Страстного монастыря, экспозиции философского факультета МГУ, Издательства МГУ, отдела редких книг. Участники съезда также могли ознакомиться с учебными пособиями издательства «Просвещение», стендом фонда «История Отечества», выставкой детского рисунка «Русская литература в художественном образовании детей первой половины XX века», организованной Институтом художественного образования и культурологии Российской академии образования Минпросвещения РФ, а также стендами, посвященными литературному наследию Даниила Гранина.

Работа съезда продолжится 7 ноября.

По материалам сайта Патриархия.ру

На выставке «Память поколений» покажут 150 произведений живописи и скульптуры из 34 городов России

31 октября в МИА «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция, посвященная предстоящему открытию выставки-форума «Русь Православная – к Дню народного единства».

В этом году тема выставки – «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве».открытию выставки-форума «Русь Православная – к Дню народного единства».

Спикерами на мероприятии выступили председатель Патриаршего совета по культуре, митрополит Псковский и Порховский Тихон, директор Департамента музеев Министерства культуры Российской Федерации Владислав Кононов, руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Виталий Сучков, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова и советник председателя Российского военно-исторического общества Андрей Назаров.

«Я сейчас вернулся из Манежа, где продолжается распределение картин по залам, и еще раз убедился, насколько правильным было решение, принятое всеми нами – и Министерством культуры, и Государственной Третьяковской галереей, и РОСИЗО, о том, чтобы посвятить эту экспозицию в преддверии праздника Победы картинам и скульптурам, посвященным войне и созданным в военные годы».

«Осмысление войны сейчас продолжается. Иногда оно весьма бравурное, иногда оно достаточно сдержанное, мудрое и не очень. Всякое осмысление дорого и драгоценно, потому что мы пытаемся понять свою историю и своих предков, но то, что нам передано в произведениях искусства, не сравнится ни с чем», – добавил он.

Также владыка Тихон рассказал о нескольких особенно запомнившихся ему картинах и в заключение отметил: «Я хотел бы поблагодарить коллег, которые участвовали в создании этой экспозиции, и пожелать всем, чтобы тот дух созерцания и мира, которым начинается этот год памяти Победы, оставался в наших душах».

Зельфира Трегулова особо отметила значение выставки: «Здесь мы старались поставить перед собой такую задачу – показать на примере художественных произведений – живописи, скульптуры – то, как война была пропущена художниками через себя, через свое сердце и душу, и то, как война изображалась на протяжении десятилетий начиная с 1941-42 гг. и заканчивая прошедшим десятилетием прошедшего века».

«Особенность этой экспозиции еще и в том, что все, что мы видим – это очень серьезное, глубокое и искреннее высказывание. В этой выставке нет ни одной пустой, конъюнктурной работы, которая создавалась бы, как равнодушно исполненный заказ», – добавила она.

Владислав Кононов в своем выступлении отметил: «Совместные проекты Патриаршего совета по культуре и Министерства культуры Российской Федерации – это всегда знаковые, яркие, вызывающие огромный общественный интерес явления, которые, не побоюсь этого слова, меняют культурный ландшафт нашей страны». Он также рассказал о большом успехе выставки «Сокровища музеев России», прошедшей в прошлом году.

«Сегодня уже можно говорить о том, что эта выставка проедет в Год памяти и Славы по Российской Федерации, от Калининграда до Владивостока», – добавил он.

Андрей Назаров рассказал о роли Российского военно-исторического общества в подготовке выставки: «Помимо искусства и эмоций должен быть еще и факт, потому что на этих картинах многое уже не совсем понятно, обросло легендами, многие имена были забыты. Поэтому Российское военно-историческое общество проделало довольно большую работу для того чтобы и объяснить реалии на картинах, и дать исторический контекст для этих работ».

Виталий Сучков рассказал о поддержке проекта столичной администрацией: «Правительство Москвы, как и в предыдущие годы, берет все организационные вопросы на себя. Это и предоставление для экспозиции выставочных залов «Манежа», и обеспечение безопасности, и медицинское обслуживание, и другие моменты, которые обеспечат комфорт людям, которые придут на выставку».

«Напомню, что выставку работает с 4 ноября по 8 декабря с 10:00 до 22:00. 4 числа выставка откроется в 16:00. 5 и 7 ноября в связи с проведением массовых мероприятий на Красной площади – с 14:00», – добавил он.

Руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы в своем выступлении подчеркнул: «На сегодняшний день интерес к выставке огромен. Сейчас Департамент образования согласовывает с организаторами график посещения выставки школьниками, Департамент труда и социальной защиты – график посещения участниками проекта «Московское долголетие, и заявок идет очень много». Он также добавил, что вход на выставку свободный.

По материалам сайта mos.ru

Новую открытую сцену планируется построить при расширении «Херсонеса Таврического»

Новую открытую сцену планируется построить на участке, который будет передан севастопольскому музею-заповеднику «Херсонес Таврический», сообщил в пятницу митрополит Псковский и Порховский Тихон, который возглавляет Патриарший совет по культуре, курирующий работу одного из основных партнеров «Херсонеса» — фонда гуманитарных проектов «Моя история».

В июле сообщалось, что воинские части Минобороны в Карантинной бухте Севастополя перебазируют, а участок используют для расширения музея-заповедника «Херсонес Таврический». После передачи, отметил позднее врио губернатора Михаил Развожаев, на этом участке будут проведены археологические раскопки.

«Сейчас музею передают новые пространства. <…> Мы намереваемся сделать на этом месте открытую сцену, потому что востребованы и концерты, и пьесы античных авторов», — рассказал митрополит Тихон.

Он уточнил, что строительство возможно только после того, как археологи обследуют территорию. Примерный проект уже приготовлен, но он будет зависеть от того, что археологи найдут на новом участке.

Владыка добавил, что спектакли в «Херсонесе» давали еще в советское время, практика продолжилась при Украине. После 2014 года представления дают в отреставрированном античном амфитеатре (здесь все лето дает представления «Античный театр», в котором участвуют севастопольские актеры) и на временных сценах — в этом году были смонтированы две площадки для мультимедийного спектакля «Грифон» и международного фестиваля оперы и балета.

Он также сообщил, что на новом участке планируется создать несколько небольших музейных пространств — в том числе, музей античности и Византии, музей христианства. Площадки будут интересны, в том числе, и для молодежи.

О Херсонесе

В месте, где сейчас находится Севастополь, более 2,5 тыс. лет назад была основана древнегреческая колония — город Херсонес. Он существовал до конца ХIV века н. э. Участок школы водолазов находится севернее музея, на берегу Карантинной бухты. В древности здесь, предположительно, располагался пригород Херсонеса, совсем рядом проходит городская стена, остатки которой сохранились до сих пор и входят в экспозицию музея.

Государственный музей-заповедник «Херсонес Таврический» — научно-исследовательское и музейное учреждение, в состав которого входит городище Херсонеса и хора — земельные наделы в предместье города, а также крепости Чембало в Балаклаве и Каламита в Инкермане. Коллекция музея составляет 221 тыс. артефактов, архив насчитывает более 200 тыс. документов, а научная библиотека содержит более 30 тыс. книг.

По материалам Тасс

Храм Димитрия Солунского

Дмитровское кладбище находится в 1 версте за Петровскими воротами. Местность эта еще в XIV в. называлась «страною св. Димитрия», из чего можно заключить, что Дмитриевская церковь существует весьма давно. Прежде она была монастырскою. В 1454 г. здесь Псковичи торжественно встречали своего нового князя Ивана Дмитриевича Шемякина. В 1615 г. Дмитровский монастырь был разорен Шведами, затем возобновлен и приписан к архиерейскому дому. 

Храм великомученика Димитрия Мироточивого в Пскове – один из двух, где в 40-80-е годы XX века можно было покрестить детей, наряду с Троицким Собором. Храм построен из псковской плиты, в XVIII столетии к нему была пристроена придельная церковь Введения Пресвятой Богородицы во храм. Рядом с Димитриевской церковью располагается старое городское Димитриевское кладбище, на котором покоятся известные псковичи: декабрист и друг М. Ю. Лермонтова М. А. Назимов, родные декабриста Ивана Пущина, друга А. С. Пушкина.

На этом же кладбище погребены некоторые директоры Псковской гимназии, основатель Псковского Археологического Общества И. И. Василев и участники Отечественной войны: Е. П. Назимов и В. М. Бибиков. Возле храма покоится, почивший в 1990 году, Митрополит Псковский и Порховский Иоанн (Разумов).

После революции 1917 года, несмотря на проведение активной антирелигиозной компании, церковь святого Димитрия Мироточивого продолжала оставаться действующей.

После антирелигиозной кампании в городе осталась единственная действующая церковь – Дмитрия Мироточивого, но 29 января 1941 г. Псковский горсовет «на основании постановления о религиозных обществах, при отсутствии священнослужителя» постановил, что ныне «обряд в православной церкви не проводится», и отказал церковной двадцатке в разрешении приходить в эту церковь. Фактически и эта церковь оказалась закрытой, хотя, по свидетельству очевидцев, ключи от нее властям передать не успели: началась Великая Отечественная война.

Во время немецкой оккупации 1941-1944 годов в Псков прибыла православная миссия Русской зарубежной церкви. Среди прочих миссионеры открыли в городе Димитриевскую церковь. После войны Димитриевская церковь продолжала оставаться действующей, и в конце 1980-х годов являлась одним из пяти действующих православных храмов Пскова. В настоящее время церковь Димитрия Мироточивого – действующая церковь. 8 ноября храм отмечает престольный праздник.

Расписание богослужений уточняйте на официальной странице в ВКонтакте.

Социальные сети: https://vk.com/hram.dimitriya_solynskogo_pskov

Контактный телефон: +7 (911) 381-90-02

Настоятель храма: священник Георгий (Курносов)

Свято-Троицкий Кафедральный Собор

Свято-Троицкий кафедральный собор являет собой неизменный образ старого Пскова. Блеск его позолоченной главы виден далеко за пределами города, – особенно хорошо, если вы подъезжаете к Пскову по гдовской дороге, а также со Снятной или Соколиной горы.

Издревле Троицкий собор был главной святыней не одного только города Пскова, но и всей Псковской земли. Воинственный клич: «постоим за Святую Троицу!» возбуждал мужество ратных людей во время битвы. Победу над врагом Псковичи приписывали не себе, а милости Святой Троицы. Всякое важное дело предпринималось не прежде, как помолившись Святой Троице. Само государство Псковское отождествлялось с «домом Святой Троицы». В Троицком соборе или возле него вершились все важнейшие государственные дела: в соборе сажались на княжение Псковские князья; возле собора находился княжеский дом; тут же собиралось вече; в соборе находился особый ларь для хранения государственных документов. Словом, – собор был центром государственной жизни Пскова.

«Путь пространен ко Святой Троице»

Ныне существующий Троицкий собор 4-й по счету. Первый же храм был деревянный, это был самый первый православный храм в языческом Пскове (существовал около 189 лет). Согласно преданиям, первое здание храма Святой Троицы было построено по приказу княгини Ольги. Легенда рассказывает, что Ольга, уже будучи княгиней киевской, все же любила посещать родные места. Так, однажды она прогуливалась верхом на коне вдоль берега реки Великой. День был ясным, солнечным. Но, внезапно подул сильный ветер, казалось, макушки деревьев наклонялись до самой земли, а по небу поплыли тяжелые темные тучи. Вскоре все небо стало черным. И вдруг, из разных точек неба выглянули три таинственных луча и все они сошлись на небольшом холме. Ольга к тому времени уже была крещена в Византии и восприняла это явление природы как знак от самого Бога. Она решила построить на этом месте храм в честь Святой Троицы: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Ольга велела поставить здесь большой деревянный крест, а когда возвратилась в Киев, то прислала средства на строительство храма. 

В 1137 году князь Гавриил вместо деревянного на прежнем месте и во имя же Святой Троицы заложил храм каменный. Закончен он в следующем 1138 году. По кончине князя останки его были перенесены в сооружённую им церковь. Этот храм просуществовал 226 лет и обрушился. В 1363 году, ночью на 30 июня, Святой князь Гавриил явился во сне соборному пономарю и сказал ему: «заутра повеждь Собору Святой Троицы и посадникам, да изнесут из церкви Святыя Иконы, хощет Бог показать чудо над мощами моими в приидущую ночь». И тотчас невидим стал Святой. Пономарь объявил об этом видении народу и в тот же день всё было вынесено из церкви. Как предрёк благоверный, так и случилось: в следующую полночь церковный свод обрушился, не причинив почти никакого вреда честным мощам Святого. 

Так как храм был сильно повреждён, то псковитяне решили выстроить новый храм. В 1365 заложили на старом основании новый собор. Через 3 года, 30 января 1367 года храм был освящён, а существовал он 320 лет. В этом храме, в 1581 году, по сказанию летописи, псковитяне весь пол омыли слезами, когда, окружённые бесчисленными полчищами Батория, они не находили больше средств к отражению их. Из этого храма выносили мощи Св. Гавриила на место кровавой сечи и после этого защитники Пскова почувствовали в себе крепость и силу и поразили врагов.

Ныне существующий четвертый каменный Троицкий собор строился 17 лет и был закончен в 1699 году. Он поставлен «по старой основе» предыдущего собора, но значительно отличается от него прежде всего своей высотой, достигающей 72-х метров. Вертикально вытянутый шестистолпный четверик увенчан пятью главами, символизирующими Христа и четырех Евангелистов, что соответствует традициям московской архитектуры XVII века. 

Собор имеет два боковых придела и закрытую галерею, соединенную с притвором. В первом ярусе собора устроена церковь во имя преподобного Серафима Саровского, за алтарем которой находится усыпальница, сохранившаяся с древнейших времен. Иконостас Серафимовского придела расписан знаменитым иконописцем архимандритом Зиноном. Во второй ярус ведет крыльцо с широкой лестницей. 

Внутри собор поражает торжественным, уходящим вверх пространством. Шесть мощных столбов, несущих подпружные арки, теряются в высоте грандиозного интерьера, освещенного сверху тремя барабанами. Иконостас, современный храму, мерцает объемной позолоченной резьбой. Образы цветущего райского сада и его плодов – виноградной лозы, отягощенной крупными гроздьями, обрамляют ряды икон XVII века. Два верхних яруса иконостаса с изображением страстей Господних и венчающего всю композицию Распятия добавлены в середине XVIII века. 

Чтимая святыня храма – рака с мощами святых угодников: святых благоверных князей псковских Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея, святого преподобномученика Иоасафа, игумена Снетогорского монастыря, святого блаженного Николая Христа ради юродивого, Псковского чудотворца.

Особенно почитают псковичи чудотворную икону Богоматери Чирской, перенесенную в 1420 году крестным ходом в собор, в память об избавлении псковичей от моровой язвы. Обретение чудотворной иконы подтверждается псковскими летописями. 

В XVIII веке рядом с Троицким собором была воздвигнута соборная колокольня, которая ныне представляет собой единый ансамбль с главным храмом города. 

Рядом с собором до революции существовал так называемый зимний Троицкий собор, освященный в память Благовещения Пресвятой Богородицы. Он был построен в 1836 году в стиле позднего классицизма по проекту архитектора Авраама Мельникова. Каждый год осенью в него крестным ходом переносили мощи св. Всеволода-Гавриила. Благовещенский собор был взорван в 1933 г. 

После революции 1917 года Троицкий собор некоторое время принадлежал раскольникам из «Живой церкви» (фактически, он являлся единственным их приходом в Пскове). Как отмечала газета «Псковский набат» за 24 мая 1927 года: «Живая церковь в Псковской губернии заметной роли не играет, она имеет во Пскове лишь один приход (Троицкий собор)… Тихоновская церковь среди остальных религиозных фракций занимает господствующее положение». 

В 30-е годы XX столетия Троицкий собор был закрыт и передан музею, в 1938 году здесь открылся музей атеизма. Многие святыни собора оказались в Псковском музее-заповеднике, где они находятся и ныне. 

Возрождение Троицкого собора связано с деятельностью Псковской православной Миссии. «Первые посланники Миссии прибыли из Риги в Псков вечером 18 августа 1941 года и сразу же попали в Троицкий кафедральный собор на богослужение, которое совершалось под великий праздник Преображения Господня. А за день до приезда миссионеров в главном храме Пскова была отслужена первая литургия после нескольких лет молчания и запустения… Первые дни были посвящены приведению в должный вид главного храма города – Троицкого кафедрального собора. Несколько последних лет в нем находился атеистический музей и «повсюду были видны следы работы кощунников из персонала антирелигиозного музея». Из подвального храма-усыпальницы безбожниками были выброшены и поруганы останки псковских святителей и других именитых людей Пскова. Все это собиралось, очищалось, «водружалось на должное место». Из городского музея (Поганкиных палат) в собор было передано множество священных предметов, церковной утвари, святых икон, в том числе чудотворные: благоверного князя Всеволода, а чудотворная Тихвинская икона Божией Матери был привезена немцами из Тихвинского монастыря и также была передана собору. На колокольню были возвращены колокола».

Иконостас Свято-Троицкого кафедрального собора

С 1941 года Троицкий собор снова стал действующим кафедральным собором Пскова. Из икон XX столетия, находящихся в соборе следует отметить икону святой благоверной равноапостольной княгини Ольги с изображением Свято-Троицкого собора в Пскове и Ильинской церкви в селе Выбуты, где, по преданию, родилась княгиня Ольга. Икона написана для Свято-Троицкого собора архимандритом Алипием, наместником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря в середине XX века. Ежегодно день памяти святой равноапостольной Ольги (11/24 июля) отмечается в Троицком соборе как храмовый праздник при огромном стечении православных христиан. 

В настоящее время кроме главного храма в соборе пять приделов: Казанской иконы Божией Матери, святой равноапостольной княгини Ольги, благоверного Князя Александра Невского, благоверного князя Всеволода-Гаврила и преподобного Серафима Саровского.

 

 

Утренние и вечерние богослужения в кафедральном соборе совершаются ежедневно.С понедельника по субботу утренние Богослужения начинаются в 9:00, в воскресенье ранняя Божественная литургия начинается в 7:00, поздняяв 10:00. В весенне-летний период вечерние Богослужения совершаются с 18:00, а в осенне-зимний – с 17:00.

Социальные сети: 

https://vk.com/sobor_svyatoi_troici_pskov,        

https://www.instagram.com/troitskiy_sobor_pskov/

Телефон: +7 (811) 272-40-59

Настоятель храма: иеоромонах Алексий (Годлевский)

 

Храм Преподобного Варлаама Хутынского

По некоторым данным, Званицею называлась нынешняя улица Леона Поземского (Нарвская улица). В 1466 году здесь была поставлена однодневная Варлаамовская церковь, конечно деревянная. Поводом к ее сооружению был страшный мор, названный впоследствии Варлаамским. 

По-видимому, это была чума: «аще у кого явится железа, то на другий или на третий день умраше». В 1495 году сооружена нынешняя каменная. В истории этой церкви особое значение имеет 1615 год, знаменитый отбитием Густава-Адольфа. Главным пунктом атаки были находящиеся близ церкви Варлаамовские ворота, над которыми возвышалась особая башня. По этим воротам была открыта сильнейшая бомбардировка, причем башня была совершенно разрушена. Летопись повествует, что шведы были изумлены сильною пальбой, происходившей из церковного купола и поражавшей их «богоранными стрелами». 9 октября, во время самого приступа, духовенство бесстрашно совершало молебны на паперти Варлаамовской церкви. 

Николаевский придел в настоящем виде устроен в 1858-1859 годах, и почти ничего древнего в нем не осталось. 

Храмовый иконостас имеет три яруса. Он был возобновлен дважды: в 1861 и 1895 годах. Две витые колонны царских врат сделаны в стиле рококо. 

В особом отделении притвора находится чудотворная икона Всех Скорбящих Радости (2 ар. 1 в. Х 1 ар. 7 в.) старинного письма. Нижняя часть иконной доски подпилена. Одно из чудес этой иконы совершилось на памяти лиц, еще доныне здравствующих, и удостоено особым официальным расследованием, произведенным губернским стряпчим Окуневым (ум. в 1907 г.). 

В архиве Варлаамовской церкви хранится выпись из этого дела. Чудо совершилось 16 июня 1863 года и состояло в том, что некий безродный, неизвестного происхождения приемыш купца Ивершина, по имени Михаил, 24 лет, немой от рождения, после пламенной молитвы перед святой иконой получил дар слова. Икона закрыта серебряной ризой и вся обвешана приношениями богомольцев, получивших различные исцеления: браслетами, кольцами, металлическими фигурами ног, рук, сердец и т.п. В смутный 1905 год все более ценные приношения убраны в ризницу. Среди них замечательны: старинная панагия с изображением святого Петра, митрополита Московского, и золотая привеска в виде двух очей, приложенная от архиепископа Псковского Мефодия II (1825-1837), страдавшего глазной болезнью и получившего исцеление по молитве перед сей иконой. 

В церковной ризнице хранится медный полый крест около 4 вершков длиною, довольно древний, а в архиве имеются древние рукописи, между коими особый исторический интерес представляет «Повесть о прихождении Свийскаго короля Густава-Адольфа ко граду Пскову». 

После революции 1917 года церковь была закрыта. Возрождение приходской жизни в Варлаамовской церкви связано с деятельностью Псковской православной миссии. По архивным описаниям церковной жизни, Варлаамовская церковь упоминается одной из действующий церквей Пскова в декабре 1943 года. 

Храм Преподобного Варлаама в Пскове, один из немногих, который долго не закрывался властями, и был закрыт только перед войной. В нем открыли кинотеатр, а потом немцы ремонтировали свои мотоциклы, ввозили их через апсиду. После войны храм открылся в числе немногих псковских храмов.

Отец настоятель Виталий Герусов напомнил, мало кому известную дату: в 2006 г. исполнилось 90 лет, как в декабре 1916 года русская императрица Александра Федоровна совершила со своими четырьмя дочерями паломничество в Великий Новгород, которое стало последним. Отец Виталий сказал: «Если знать, что новгородский Преподобный Варлаам Хутынский являл свою милость всем правителям русской земли на протяжении всех веков, то и это паломничество проходило под его благословением тоже. Служил тогда молебен в Софийском Соборе епископ Новгородский Алексий (Симанский), будущий Патриарх, его резиденция была в Хутынском монастыре. В Великую Отечественную войну немцы взяли Новгород и остановились, дальше не пошли, что свидетельствует о молитвенной помощи Преподобного Варлаама. Во всех событиях есть духовный смысл, храм в Пскове новгородского святого был построен и по обету, и потому что Псковская земля была канонической территорией новгородского епископа». 

Ушедший на покой Владыка Евсевий на престольных праздниках св. Варлаама Хутынского всегда напоминал, что «Преподобный Варлаам Хутынский – великий молитвенник за всех нас, он спасал свою душу и народ свой от погибели. И, прежде всего, он был подвижником нашей Русской земли, подвижником благочестии, терпения, особой молитвы и поста. Не все идут к Богу узкими вратами, чтобы получить жизнь вечную, но Господь избирает особых людей для особых подвигов».

 

Телефон: +7 (911) 359-25-07

Настоятель: протоиерей Виталий (Герусов)

 

Храм святой вмц. Анастасии Узорешительницы

По местному преданию церковь выстроена в 1377 году тем же самым Василием Долом, который соорудил Васильевскую церковь. Жена и дочь его, будто бы, носили имя Анастасии. Однако, Псковская летопись повествует, что Анастасиевская церковь была поставлена гораздо позже, и не каменная, а деревянная, а именно, в 1488 году, во время сильного мора, Псковичи соорудили в один день «церковь деревянную святую Анастасию, на Полонище, на Кузнецкой улице, на Яковлеве посадничьи огороде, на Горке». (Сергиевская улица называлась в древности Кузнецкой. Еще на памяти старожилов местность влево от Сергиевских ворот называлась «Кузнецы»). 

Следовательно, нынешняя каменная церковь выстроена позже 1488 года, но, когда именно – неизвестно. В 1539 году, во время пожара, обрушились церковные своды («верх падеся»). По словам летописи, в 1637 году близ этой церкви совершилось следующее чудесное событие: перед проходившим здесь 12-ти летним мальчиком появился некто «с крилы без ног» и повелел ему сказать жителям, что если они не изменят свою греховную жизнь, то на город обрушится гнев Божий. После сего мальчик был подхвачен как бы сильным вихрем и поднят на воздух выше церковного креста.

В 1639 году пристроен придел во имя святой Параскевы. В 1786 году церковь была предназначена к уничтожению, но всё же оставлена. 

В начале 1840-х годов церковь обновлена на средства местного благотворителя Ладыгина. Тогда же был сделан и новый иконостас, и написаны художником Денисовым новые иконы. Исполнены они прекрасно, но в западном стиле, а потому производят впечатление скорее картин, нежели икон.

Юрий Павлович Спегальский писал о храме Анастасии: 
«Сохранившееся здание построено целиком в XVI веке. Оно перестраивалось в XVII веке, когда были переделаны первоначальные приделы, и позднее. В 1819 году была уничтожена его звонница и крыльцо и построены существующая теперь паперть с лестничными всходами и колокольня. О первоначальной композиции храма ясно говорит план сравнительно хорошо сохранившегося подцерковья. Храм был совершенно симметричным, с приделами с севера и юга, галереями, притвором и крыльцом перед притвором. С южной и северной сторон к галереям недалеко от приделов примыкали еще небольшие объемчики входов в погреба, помещавшиеся под галереями и приделами. Ход в среднее подцерковье был из-под крыльца. 

Окна храма расширены, внутри главное помещение его испорчено сделанной в XIX веке обработкой в духе классицизма (над столбами налеплены подобия дорических капителей с плинтами). Галереи во втором этаже перестроены в XVII веке, причем правый придел был совсем уничтожен, левый же переделан в верхней части (его сомкнутый свод, как и заслуживающая внимания главка с крестом относятся к этому времени). Глава храма – поздней формы (хотя узорный крест ее XVII века). Орнаментация барабана срублена и заштукатурена. У входа в четверик храма обрублен наличник. Несмотря на все эти переделки, можно заметить прекрасные пропорции здания и совершенство его былого интерьера. В XVI веке это была одна из красивейших церквей Пскова». 

Вскоре после революции 1917 года церковь святой Анастасии была закрыта. Церковь находится под охраной как памятник республиканского значения (Постановление Совета Министров РСФСР № 1327 от 30.08.60). В настоящее время храм передан Псковской епархии. 

 

Храм открыт ежедневно с 9:00 до 19:00 и в богослужебное время. Расписание богослужений уточняйте на сайте храма.

Сайт: http://anastasia-psk.ru/

Контактный телефон: +7 (811) 262-28-07.

Настоятель: священник отец Евгений (Ковалёв)

 

Храм Александра Невского

Воинский храм во имя святого благоверного великого князя Александра Невского славного 96-го Омского полка был выстроен за 14 месяцев и освящен 4 октября 1908 г. епископом (впоследствии митрополитом) Псковским и Порховским Арсением (Стадницким). 

Этот красивый из красного кирпича храм включен в заповедную историческую часть древнего Пскова и связан с именами российского Императора Николая II, главнокомандующего войсками гвардии и Петербургского военного округа, Президента Российской Академии художеств великого князя Владимира Александровича, военного министра России Алексея Николаевича Куропаткина, протопресвитера Армии и Флота Александра Желобовского. 

В архитектурном отношении церковь уникальна: это редкий для Пскова храм в так называемом «русском стиле» 20 века (поздняя эклектика). 

Бесстолпный, трехчастный в плане, вытянут по оси: от пятигранной апсиды  до высокого протяженного основного объема трапезной и притвора с восьмигранной, возвышающейся над ним, шатровой колокольней.

В 1924 г. храм был превращен в солдатский клуб. Разрушены колокольня и глава. С 1947 г. в нем размещался Дом офицеров, затем склад. 

По просьбе верующих здание было возвращено Русской Православной Церкви. С 13 марта 1992 г. внутри храма возобновились ежедневные богослужения. До этого долгие месяцы богослужения велись под открытым небом. Настоятель – протоиерей отец Олег (Тэор), чьим попечением храм возродился и вновь стал своим для военнослужащих знаменитой Псковской дивизии и всех псковичей, чтящих многовековую воинскую славу города.

Храм восстановлен при огромной поддержке и содействии государства и администрации области и города. 

Московские архитекторы А. И. Хамцов, Н. С. Василенко и другие разработали проект реставрации уникального памятника. Их замысел воплотили в жизнь псковские реставраторы, вернувшие храму прежний исторический облик. 

После 1917 г. впервые в России главой государства были подарены церкви колокола. На главном из них изображены герб России, святой Александр Невский и надпись: «Колокол отлит в Каменске-Уральском товариществом «Пятков и К°» в лето 1995 от Рождества Христова в честь 775-летия святого благоверного князя Александра Невского и передан в дар храму града Пскова первым президентом России Борисом Ельцины». 

Знаком возрождения воинского храма также стал и бесценный дар Святейшего Патриарха Алексия II – монументальная работа палехских художников «Житие Александра Невского», удостоенная Государственной премии России в области литературы и искусства. Цикл этого Жития состоит из 7 икон и 5 вставок, писанных темперой и золотом. 

В храме имеется почитаемый Сурдегский образ Божией Матери.  Перед Распятием установлена лампада – дар финского народа из г. Куопио. 

Храм духовно поддерживает и направляет воинов и всех приходящих. В память погибших воинов всех времен горит неугасаемая лампада на панихидном столе. 

Храм занимается издательской деятельностью, при нем имеются музей и библиотека, действуют воскресные школы для детей и взрослых. 

 

 

Утренние и вечерние богослужения в кафедральном соборе совершаются ежедневно: в 9:00, вечерние – в 18:00.

Социальные сети: https://vk.com/club45223105

Сайт: https://pskov.pobeda.ru/

Телефон: +7 (811) 272-14-41

Настоятель: протоиерей Олег (Тэор)