test_paging

29 марта 2024 года, в пятницу 2-й седмицы Великого поста, митрополит Арсений совершит Божественную Литургию Преждеосвященных Даров в Спасо-Преображенском Мирожском монастыре. Начало богослужения – 7:00; 30 марта 2024 года, в…

25 марта 2024 года сотрудники Псковского музея-заповедника передали Рождества Богородицы Снетогорскому монастырю фрагменты фрески «Апокалипсис» XVI века собора Рождества Богородицы, внесенного в список ЮНЕСКО. Перед этим музейные реставраторы провели огромную…

25 марта 2024 года в большом зале трапезной храма святого благоверного князя Александра Невского города Пскова состоялась лекция на тему: «Объект всемирного наследия «Храмы Псковской архитектурной школы» из списка ЮНЕСКО…

26 марта 2024 года студенты 4 курса направления «Теология» Псковского государственного университета, в рамках занятия по предмету «Консервация, реставрация и использование объектов культурного наследия», ознакомились с ходом ремонтно-реставрационных работ в…

В марте 2024 года руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Псковской епархии протоиерей Роман Ледин посетил муниципальное автономное образовательное учреждение «Гуманитарный лицей» города Пскова и провел духовную беседу с учащимися….

26 марта 2024 года состоялся традиционный ежемесячный крестный ход вокруг города Пскова. В марте крестным ходом вокруг Пскова прошли прихожане храма Вознесения Господня города Пскова во главе с настоятелем храма…

25 марта 2024 года в эфире радио «ПЛН FM» состоялся выпуск программы  «Дневной дозор», посвященный теракту в Подмосковье. В передаче принял участие протоиерей Алексей Воронюк, настоятель храма Успения Божией Матери…

24 марта 2024 года, в Неделю Торжества Православия, в храме иконы Божией Матери «Тихвинская» поселка Родина Псковского района, была совершена Божественная Литургия, по окончании которой был совершен чин освящения икон…

В марте 2024 года Псково-Печерская духовная семинария объявила начало конкурса творческих работ (эссе) на тему: «Кто такой православный священник?». Авторы трех лучших эссе получат призы: комплект книг, который Вы видите…

25 марта 2024 года в Псковском епархиальном управлении прошел научно-методический семинар: «Приходская история. Как написать историю храма». Лектором выступил Михаил Евгеньевич Денисов, российский историк, церковный краевед, агиограф, специалист по источниковедению,…

Митрополит Псковский и Порховский Тихон принял участие в совещании, посвященном подготовке II съезда Общества русской словесности.

16 октября 2019 года в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил совещание, посвященное подготовке II съезда Общества русской словесности. Съезд состоится 6 ноября в рамках работы Всероссийского съезда учителей и преподавателей русского языка и литературы.

В совещании приняли участие:

Участники заседания обсудили ряд организационных вопросов, а также основные направления работы и проблематику предстоящего форума, на котором будут рассмотрены следующие темы: место русской словесности в системе гуманитарных знаний, роль учителя словесности в современном гуманитарном пространстве, современные подходы и технологии преподавания словесности, формирование читательской культуры современной молодежи и др.

Ожидается, что в съезде примут участие около двух тысяч человек из 24 стран.

По материалам сайта Патриархия.ру

Ушел из земной жизни протоиерей Виталий Скнар


В воскресенье 15 сентября ушел из земной жизни настоятель храма Успения Божией Матери (с Пароменья) протоиерей Виталий Скнар.

Отцу Виталию было 45 лет, более половины из них он отдал служению Церкви. Духовенство Псковской епархии глубоко скорбит об утрате и просит родных и близких почившего принять слова утешения. Заупокойные литии сегодня совершатся во всех храмах Псковской епархии.

Дорогие братья и сестры, просим молитв об упокоении новопреставленного протоиерея Виталия!

Отпевание будет совершаться 17 сентября в храме Успения Божией Матери (с Пароменья) после окончания Божественной Литургии.

Начало Литургии в 9:00.

Проповедь митрополита Псковского и Порховского Тихона в день памяти преподобномученика Корнилия Псково-Печерского.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем память отца нашего – преподобномученика Корнилия. Эти слова о его отцовстве – не просто дань традиции и празднику. Без всякого преувеличения можно сказать: преподобномученик Корнилий явил собой особый и великий подвиг отцовства для поколений и поколений монахов и мирян, приезжающих сюда в Псково-Печерский монастырь. Всей своей душой, всеми своими силами он служил Богу и созданному Богом человеку.

Мы знаем о монашеских трудах святого Корнилия, о его самоотречении ради Христа. О его просветительской деятельности, благодаря которой множество людей и даже малых народов обратились ко Христу. Мы знаем о его мужестве и бесконечной доброте: во дни мора он ходил по деревням, куда боясь заразиться не дерзал войти никто, и служил несчастным больным людям.

Но именно его служение отцовства касается без исключения и сегодня всех нас – собравшихся на его праздник. Всех, даже находящихся сейчас вдалеке, но любящих этот монастырь. Дело в том, что святой Корнилий создал совершенно особую обитель – он создал родной дом для каждого из нас: для монахов и для мирян. Ощущение себя как в родном доме, в доме под покровом Бога и доброго духовного отца, преподобномученика Корнилия – вот то драгоценное чувство, которое объединяет очень многих людей, духовно связанных с этой обителью.

Этот особый дом для нас преподобный создавал на протяжении более чем сорока лет своими непрестанными и самыми самоотверженными трудами Христовой веры и любви. Своим бесконечно добрым сердцем, отзывчивостью и еще раз – таким трудолюбием, которое мы, современные люди, порой даже не можем постичь. Труды его были и внешние, и внутренние. Он созидал и стены, и храмы, но он создал и особенную монашескую общину, которая при его жизни увеличилась от пятнадцать до двухсот человек. Но и по его кончине это монашеское братство умножается и умножается как неиссякаемый источник.

Никакие духовные невзгоды не смогли сокрушить этот дом, построенный для обретения и утверждения нашей веры во Христа. Мы знаем, что избранный таинственным промыслом Божиим именно Псково-Печерский монастырь оставался единственным монашеским прибежищем в страшной буре лютых гонений двадцатого века.

Наше призвание и наша задача, дорогие братья и сестры, продолжить это дело преподобномученика Корнилия. Мы должны сделать так, чтобы Псково-Печерский монастырь продолжал оставаться родным и любезным домом для всех, кто приходит сюда. Мы, монахи – лишь домоуправители, сегодня поставленные в нем. Хозяин здесь – Господь. Хозяйка – Пресвятая Богородица. Старший домоуправитель, старший наш отец и наставник по монашеству – преподобномученик Корнилий. А мы все, монахи, лишь служители. И беда, если мы об этом забываем. Беда, если мы начинаем чувствовать себя здесь хозяевами, властвующими над тем, что нам не принадлежит, а дано лишь в великую ответственность, в управление на благо народа Божия, как показал это своим примером преподобномученик Корнилий.

В тропаре преподобномученику, в этом гимне Псково-Печерскому монастырю, говорится: “Христа Бога и Пречистую Его Матерь возблагодарим, яко дарова нам преподобномученика славна и молитвенника о душах наших достоблаженна”.

Помолимся преподобномученику Корнилию, создавшему такую обитель и такое неразрушимое братство! Сохраняющему это братство через годы и века своими молитвами и предстательством перед Богом. Принесем ему сердечную сыновнюю благодарность за отцовскую любовь и попечение. Помолимся, чтобы нас, насельников сей святой обители, он вразумлял к ревностному служению, к заботе о всех, кто приходит сюда. Чтобы мирян и паломников он утешал главным – соединением с Богом, верою в промысел Божий о каждом из нас. Помощи Божией всем нам по молитвам преподобномученика Корнилия!

Проповедь митрополита Псковского и Порховского Тихона накануне собора Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого в Михайловском соборе Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Поздравляю всех вас, и мирян, и пастырей, с днем памяти великих святителей и учителей Вселенских: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Церковь называет их Вселенскими, потому что эти учители оказали громадное влияние на всю православную вселенную для всех времен и всех народов с тех пор, как они подвизались в церкви Христовой.

Вслед за Господом Иисусом Христом, нашим великим Божественным Пастырем, вслед за апостолами, апостольскими мужами, вслед за первыми епископами и христианами, именно эти три святителя заложили основы пастырского душепопечения о всех нас.

Их слова были важны и для их современников, живших в глубокой древности, и для нас с вами – для священников, для архиереев и для мирян. Они были не просто мудры, они были исполнены Святого Духа. Они знали, какая сложная задача стоит перед священником и перед мирянином, который приходит к нему – соединиться со Христом, познать Бога и удержаться в этом познании, не предать Его. Знали, насколько сложно это для человека, и относились к этой сложности как к неизбежной и даже обычной вещи.

Святитель Григорий Богослов говорил, например, такие слова, исполненные и мудрости, и остроумия. Да, все они: и Григорий Богослов, и Иоанн Златоуст были людьми радостными, веселыми и очень часто остроумными. И не боялись этого. И вот, Григорий Богослов сказал такие удивительные слова, которые должны знать и священники, и их пасомые, миряне: “Управлять человеком, этим самым хитрым и самым изменчивым из животных, есть искусство из искусств и наука из наук”.

Это – святоотеческие слова. Относятся они не только к мирянам, но и к нам, священникам. Относятся они не только к тем, кто жил в V веке, но и в веке нашем, XXI. Ничего не изменилось. И это искусство из искусств и наука из наук – управление человека в его пути к Богу, есть общая задача и священников, и мирян.

Вот перед вами священники, которые призваны самим Господом совершить это великое дело над всеми, кто приходит ко Христу. Относитесь к ним именно как к учителям, как к пастырям, как к людям, которые призваны от Бога любовью и бесконечным терпением совершать этот великий и важнейший для нашего спасения путь.

Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст прекрасно это осознавали. Только любовь, истина и терпение, несмотря ни на что, приводят к тому, что ждет Христос – к исправлению жизни и соединению с Ним. А какое же терпение должно быть у священника! Бесконечное! Не все из нас поднимаются до этого великого уровня, но именно об этом бесконечном терпении и вере в исправлении каждого из нас, говорят три великих святителя.

Чего стоит только одна проповедь святителя Иоанна Златоуста, которую он обратил тысяча шестьсот лет назад и к своей пастве в Константинополе, и к нам. Он решил сказать им слово о пьянстве. Казалось бы эти слова звучат уже тысяча шестьсот лет, но разве они не важны, не актуальны для нас?

Иоанн Златоуст начал свою проповедь таким образом: “Если бы я был уверен, что после моего слова о пьяном безумии, об отвратительном грехе пьянства вы бы исправились, я бы должен был начать эту проповедь. Но я знаю, что вы не исправитесь, – говорит он жителям Константинополя, – Если бы я надеялся, что вы хотя бы задумаетесь над чем-то, то тогда был бы смысл в моих словах. Но я знаю, что вы выйдете, и у вас все вылетит из головы. Если бы у меня была надежда, что хотя бы после третьей чаши, – говорит он, – многие из вас остановятся, то тогда правильно было бы мне возвещать вам эти слова. Но я знаю, что большинство так не сделает. И все же я буду говорить вам о том, что рабу Божию недостойно упиваться вином!”.

Разве это не обращение и к сегодняшнему же человеку? Какое терпение, какая надежда и на наше рассуждение, и на силу Божию, и на то, что терпение все же приведет человека ко спасению, если только пастырь употребит эти силы и это терпение к любой из наших страстей, к любому их наших грехов!

Будем просить великих святителей, чтобы пастыри, которым так или иначе вручены все мы, запаслись терпением, были бы снисходительны к нашим немощам, не отринули бы нас, а терпеливо употребляли это искусство из искусств и науку из наук для спасения душ каждого из нас. Для этого священники, духовники и пастыри и поставлены. Спаси Господи!

11 февраля 2019 года,
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь.

Проповедь митрополита Псковского и Порховского Тихона в Псково-Печерском монастыре 5 февраля 2019 года после литургии в день памяти архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В сегодняшнем евангельском тексте мы слышали историю о проклятии Господом Иисусом Христом бесплодной смоковницы. Это одно из непростых для понимания мест в Евангелии. Господь проклял бесплодную и пышную смоковницу, не найдя на ней плодов. Казалось бы все достаточно ясно. Но евангелист Марк неожиданно добавляет: «…еще не время было собирания смокв» (Мк. 11:13), то есть попросту не пришел еще срок для плодоношения, для урожая. Но Господь неумолимо проклинает эту смоковницу, и она засыхает.

Многих ставил в тупик этот неожиданный, жесткий и, казалось бы несправедливый суд над смоковницей. Но вот нам с вами, находящимся сегодня здесь в храме, в день кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина), ответ на это недоумение дает тот, в память которого мы ныне собрались.

Большинство из нас, стоящих здесь, помнят свои встречи с отцом Иоанном. Для многих он был духовником. Но разве было время, когда мы приходили к нему, и это не было временем его духовного плодоношения? Разве была хоть одна встреча за многие годы, когда он не дарил нам плоды Святого Духа, взлелеянные им на древе своей монашеской и священнической жизни? Такого не случалось никогда! В истинном пастыре Божием, в истинном христианине время плодоношения не прекращается никогда.

Отец Иоанн дал нам великий прекрасный и радостный пример возможности именно такого непрестанного, столь угодного Богу плодоношения. Во время его молодости, затем зрелости и даже , не побоюсь этих слов – телесной старческой немощи и дряхлости – мы, приходя к нему, всякий раз обретали чистейшие духовные плоды его спасительных советов, его горячих молитв, которые батюшка подносил нам, как он любил говорить: «от всея души и всего сердца».

Болен он был, или здоров, уставший после многочасовых, день за днем продолжавшихся приемов сотен людей, или полный сил после небольшого молитвенного отдыха, отец Иоанн преображался, когда слышал голос Божий, возвещающий ему, что надо насытить, укрепить людей плодами его, отца Иоанна, духовной жизни. Укрепить, поддержать, утешить пришедшего к нему страждущего человека.

Расхожее мнение, что утешение – это почти нечто психотерапевтическое: успокаивающая психологическая поддержка. Но нет: подлинное духовное утешение это совсем другое. Это – дарование человеку в любых, даже самых тяжких испытаниях благодатных сил к жизни и спасению. Сил и мудрости для понимания, как эти испытания преображаются в наш спасительный крест. Сил для духовной победы.

Плод духовный по слову апостола Павла это – «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22). Отец Иоанн был именно тем, кто имел дар насыщать духовными этими плодами. Он был тем, кем в евангельской истории со смоковницей призывал стать Своих учеников Господь. Не деревом, живущим по естественным природным законам: то плодоносящим, то ложно рождающим своим величественным видом лишь надежды на плоды, а на проверку – бесплодными. Господь призвал учеников к вышеестественной жизни – плодоносить всегда!

Значение отца Иоанна и старцев Псково-Печерского монастыря переоценить невозможно. Как в XIX веке изверившемуся, теряющему Бога русскому обществу дала силы Оптина пустынь, так и в еще более суровом веке – двадцатом, именно Псково-Печерский монастырь привел несколько поколений наших соотечественников к Богу.

Огромное, огромное значение имеет здесь вера, любовь, милосердие и удивительное мужество архимандрита Иоанна (Крестьянкина).

Мы благодарим Господа за то, что большинство из нас, здесь сегодня стоящих, имели возможность видеть отца Иоанна и вкушать от его духовной трапезы. Мы помним, как он всего себя без остатка отдавал нам. Пройдет время, и тот, кто будет говорить проповедь на день его памяти, скажет: «Благодарим Бога, что хотя бы некоторые из нас помнят отца Иоанна, а остальные живут памятью других о нем». Потом настанет время, когда не останется на земле людей, лично знавших отца Иоанна. Но мы воочию видим, как плоды его духовного сада, его духовное наследство, его сила любви и веры плодоносят сегодня и будут служить людям на многие века.

В день, когда мы хоронили отца Иоанна, протоиерей Дмитрий Смирнов, на вопрос: «батюшка, что вы скажете об отце Иоанне?», просто, но абсолютно верно сказал: «Мы хороним сегодня святого человека».

Я хотел бы пожелать всем нам, чтобы и сегодня мы, собравшиеся здесь, также, как и при жизни отца Иоанна, получили то самое утешение, те самые радостные силы к жизни и борьбе со грехом, которые так изобильно дарил старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Его же молитвами, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь!

Сейчас мы совершим литию, потом братия монастыря первыми пройдут в пещеры, чтобы и там совершить литию у места упокоения отца Иоанна. А для вас тем временем на монастырской площади приготовлено угощение. А потом тоже проходите в пещеры на могилку к батюшке отцу Иоанну. Спаси Господи!

5 февраля 2019 года,
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь.

О регулярном взаимодействии договорились турфирмы и паломническая служба Псковской епархии

Сегодня, 22 января, в ходе рабочей встречи сотрудников паломнической службы Псковской епархии с представителями туристических компаний, Общественного совета по туризму, ассоциации туриндустрии Северо-Запада и Псковского филиала Академии туризма принято решение о регулярном взаимодействии паломнической службы и туристических фирм, сообщили Псковскому агентству информации в пресс-службе Псковской епархии.

На встрече рассматривались вопросы взаимодействия туристических фирм, паломнических служб, экскурсоводов с паломнической службой Псково-Печерского монастыря. Также были обсуждены вопросы государственного лицензирования экскурсоводов, приема заявок на экскурсии, вопросы платных и благотворительных экскурсий и ряд других тем.

«Все присутствующие смогли получить ответы на вопросы, которые непосредственно касаются формирования программ и расчёта стоимости туров, – рассказала ПАИ пресс-секретарь паломнической службы Псковской митрополии Юлия Белобородова. – Стоимость групповых экскурсий (15-20 человек) от 100 до 150 рублей. Такая цена была ранее, она же и остается. Одно изменение: для тех, кто не может оплатить – появятся бесплатные экскурсии. Естественно, вход в монастырь, в храмы, в пещеры – бесплатно. Оплачивается только экскурсионное обслуживание».

По ее словам, те места в Псково-Печерском монастыре, которые паломники посещали ранее, будут открыты для посещения, а посещение пещер будет организовано по особому расписанию, в связи с необходимостью сохранения естественного температурно-влажностного режима.

Механизм подачи заявок на экскурсии тоже не изменился – через сайт монастыря, через турагенства или непосредственно в экскурсионно-паломнической службе монастыря.

«Главное изменение для паломников и туристов: теперь экскурсии для них будут проводить только профессиональные, аккредитованные Псковским государственным университетом, экскурсоводы», – добавила Юлия Белобородова.

Отмечается, что встреча прошла в доброжелательной и конструктивной обстановке.

Источник: Псковское агентство информации